Краткая история развития мозаики, некоторые из видов и техник мозаики


Краткая история развития мозаики, некоторые из ее видов и техник.

Для того что бы быть хорошим мозаичистом, мало быть талантливым художником и обладать необходимыми техническими навыками, столь же важно изучать историю развития, различные техники и, главное, знать «в лицо» шедевры старых мастеров. На личном опыте убедился, насколько может быть полезным разглядывание римским мозаик или, например, мозаик Софийского собора. Кроме эстетического удовольствия, из подобного изучения можно почерпнуть необходимые сведения, касающиеся техники и манеры, или примеры выкладки отдельных элементов. Так что, в этой статье мне хотелось бы привести некоторые краткие сведения из истории мозаики.

Мозаика (фр. mosaico, от лат. musivum — букв. » посвящённое музам») — это искусство составления изображения набором из какого-либо материала. Это может быть природный камень, стекло, смальта, дерево или мрамор. На сегодняшний день существует два основных типа мозаики: это, так называемая флорентийская мозаика — собираемая из тонких пластов мрамора, вырезанных по контуру изображения, и римская мозаика. Она составляется из маленьких кубиков (модулей) смальты или камня. Сейчас флорентийская мозаика выполняется с помощью лазерной или гидроабразивной резки камня, что значительно уменьшает сроки выполнения мозаики и ее стоимость. Технология выполнения римской мозаики осталась практически неизменной с античных времен. В IV—III вв. до н. э. зажиточные римляне  и греки украшали полы своих домов мозаикой из разноцветных кусочков морской гальки или мрамора.

Морское дно,(Подводное царство), Помпеи.

Морское дно,(Подводное царство), Помпеи.

 

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.

Мозаика была также известна и в Александрии Египетской.  С развитием технологий производства стекла в Сирии и Византии, стала широко применяться мозаика из смальты – непрозрачного цветного стекла.  В раннехристианский период прекрасные мозаики создавались в Венеции, Равенне, Риме и Флоренции.

 

Сан - Витали, Равенна.

Сан — Витали, Равенна.

 

Император Юстиниан, Равенна.

Император Юстиниан, Равенна.

Своими мозаиками славятся София Константинопольская и София Киевская.

София Константинопольская.

София Константинопольская.

 

Христос.

Христос.

Императрица Зоя.

Императрица Зоя.

 

София Константинопольская.

София Константинопольская.

Так часто используемая в интерьерах христианских храмов фреска со временем перестала удовлетворять взыскательного зрителя. Был ли это художник античности или возрождения, он с одинаковым сожаление наблюдал,  как тускнеют краски при высыхании, и позднее темнеет или выцветает вся фреска. Во все времена мозаика привлекала художника своими не вероятными цветовыми возможностями. Византийские мастера подкладывали золотую фольгу под кубики смальты под разными углами, и таким способом добивались удивительного эффекта мерцания.  Наряду  с золотым фоном использовались яркие синий, зеленый, желтый, красный и белый цвета.

Кроме ярких и насыщенных цветов, мозаика отличается своей долговечностью. Это действительно вечное искусство. Не зря Гирландайо говорил: «Живопись — это  рисование,  а  живопись,  рассчитанная  на  века,  —  это мозаика.»

В России в 18 веке искусство мозаики пытался возродить Михаил Васильевич Ломоносов. Он даже организовал производство смальты под Санкт-Петербургом. Но шов между модулями мозаики был признан слишком грубым, и мозаика была забыта.

Интерес к искусству мозаики вновь появляется лишь в начале 19 века. При строительстве величественного Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге было решено использовать в интерьере мозаику, как наиболее долговечную по сравнению с фресковой живописью. Специально для этих работ в Академии художеств было создано отделение мозаики. С 1883 во главе отделения становится Александр Никитич Фролов, который вскоре открывает собственную мастерскую. Большую известность мастерская приобретает при его сыне Владимире Александровиче Фролове, под его руководством выполнялись мозаики храма  «Спаса-на-крови» по проекту А. Парланда и  великокняжеской усыпальницы (1896—1906) в Петропавловской крепости (проект Д. И. Гримма). В. А. Фролов внес огромный вклад в развитие мозаики в России, и его творчество заслуживает более тщательного и внимательного знакомства. Но это уже совсем другая история, так что приберегу ее для будущей статьи.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс