Портретная
живопись в
искусстве
мозаики

Портреты из смальты, стеклянной
плитки и натурального камня
Разбираем существующие техники
сборки и выкладки на примере работ
нашей мастерской мозаики ArtWorker

Портрет как изображение модели глазами художника

Портрет считается одним из самых популярных и, в то же время, сложных жанров изобразительного искусства. Здесь художнику важно передать не только внешнее сходство модели, но и отобразить её внутренний мир.
Чем же нас так привлекают портреты?
В любом портрете, в особенности живописном, человек предстаёт нам так, как его узнал художник. Поэтому личные отношения между художником и натурщиком часто играют немаловажную роль. Характер человека часто можно передать не только за счёт определённых черт лица и портретного сходства, но и благодаря другим внешним аспектам, таким как одежда, аксессуары, или же живописным приёмам, например композиции и даже цветовой палитре.
мозаика в интерьер, мозаика из смальты, мозаичное панно на заказ, мозаика на заказ, заказать мозаичное панно в интерьер, портрет на заказ, портрет из мозаики, мозаика из плитки на заказ, мозайка, портрет в мозайке, искусство мозаики, заказать мозаичное панно в москве, портрет из мозайки, авторский портрет, авторская мозаика, мозаика из камня, заказать авторский портрет москва, портрет в интерьер из мозайки, авторское панно для интерьера, микромозаика, живопись в мозаике
„Я вглядываюсь в Ваш портрет
Настолько пристально и долго,
Что я, быть может, сбита с толку
И попросту впадаю в бред,
Но я клянусь: Ваш правый глаз
Грустней, внимательнее, строже,
А левый — веселей, моложе
И больше выражает Вас,
Но оба тем и хороши,
Что Вы на мир глядите в оба,
И в их несхожести особой —
Таинственная жизнь души.
Они мне счастья не сулят,
А лишь волненье без названья,
Но нет сильней очарованья,
Чем Ваш разноречивый взгляд.“

Портрет в мозаике

В мозаике можно воплотить портрет любого уровня сложности, благодаря широкому выбора материала, техник исполнения и монтажа.
Мозаика - довольно универсальный материал с практической точки зрения. Поэтому, при работе с портретом, первым делом, нужно определиться с визуальным аспектом, а именно - техникой - тем, как именно вы видите готовую работу.
Здесь выбор может варьироваться в зависимости от большого количества факторов, таких как, например, тип портрета (бюст, в полный рост, абстрактный и т.п.), размер изображения (миниатюра или масштабная работа), цветовое наполнение (яркое изображение или в приглушённых тонах) и многих других.
Сейчас мы предлагаем вам перейти к конкретным примерам работ, выполненных в нашей мастерской мозаики ArtWorker, для лучшего понимания контекста.
На данных фрагментах вы можете сами видеть колоссальную разницу как в техниках, так и в используемых материалах. Зачастую мозаика сама диктует стилистику выполнения, адаптируя и преобразовывая рисунок под себя, что приводит к новым живописным эффектам.
Давайте рассмотрим, какую особенность привносит в портрет каждый из представленных выше материалов.

Смальта

Пожалуй, самый популярный и распространённый материал в мозаике. Цветная смальта, по своей структуре, так же делится на несколько типов: глухая, опаловая, жилистая и пятнистая, и золотая и серебряная.
На приведённых нами примерах вы можете видеть применение всех видов смальты. Сегодня мы рассмотрим более детально только глухую и опаловую, потому что именно они составляют основу цветовой палитры для портретов.
Портрет слева выполнен, преимущественно, из глухой смальты, а правый - из опаловой. Разницу можно заметить с первого взгляда. Глухая смальта более насыщенная, за счёт плотности пигмента, она отдаёт 100% своего цвета, вне зависимости от цвета основы. Опаловая смальта, за счёт своей прозрачности, не выдаёт нам весь свой цветовой спектр, клеевой состав, так или иначе меняет её оттенок, особенно если состав тёмный. В отличие от глухой смальты, опаловая визуально выглядит глубже и живее.
Для портретной живописи в мозаике выгоднее всего совмещать два этих вида смальты, так как они идеально балансируют друг друга, из них можно собрать крайне богатую и натуралистичную цветовую палитру для создания реалистичного эффекта в мозаике.
На нашем сайте уже есть статьи, посвящённые мозаике из смальты, в том числе портретам. Прочитать о них вы можете перейдя по ссылке.

Стекло

Менее классический, но не менее интересный материал для выполнения портрета в мозаике. Здесь, как правило, речь идёт о витражном стекле и стеклянной плитке - материалы крайне разносторонние и интересные в работе. Как один, так и второй могут иметь разную фактуру, от переливов цвета по всей поверхности до зернистости и мелких вкраплений. Стекло отличается от смальты своей яркостью, такие портреты получаются более броскими и насыщенными, а по стилистике приближаются к чему-то более абстрактному и импрессионистическому. Ещё одна отличительная черта стекла в мозаике это модуль. Здесь нет конкретно заданных модулей, и вы можете придать кусочку ту форму, которая нужна именно вам. Таким образом, портрету, выполненному из витражного стекла, можно задать любую стилистику.
Из специфических моментов стоит отметить то, что ввиду полупрозрачности материала при монтаже лучше использовать прозрачный эпоксидный клеевой состав, чтобы избежать изменения цвета.
Больше наших работ из стекла и стеклянной плитки по ссылке.

Натуральный камень

В качестве натурального камня в мозаике обычно выступает мрамор, оникс и травертин, материалы уникальные и специфические по своим характеристикам.
Натуральный камень довольно пористый, глухой и, в то же время, скромный в цвете. Большинство древних мозаик были выполнены именно из этого материала. В наше время он используется, как правило, в классических римских мозаиках, но на самом деле этот материал гораздо более многогранен. Цветовое наполнение здесь пастельное, яркие акцентные цвета найти будет крайне сложно. В основном это богатая палитра оттенков бежевого, розового, и темные оттенки красных, зеленых и серых.
На нашем примере в минималистичном портрете в римском стиле можно наблюдать комбинацию натурального камня и смальты. Этот портрет наиболее приближен к классическим по технике и цветам. За счёт такого большого выбора пастельных цветов, портреты из камня получаются максимально естественными и натуральными. А благодаря разным техникам, которые мы будем рассматривать чуть позже, можно добиться как фотографического эффекта, так и условно абстрактного.
На примере второго портрета мы хотели показать, как можно интегрировать такой нежный материал в более современные и броские работы. При сочетании со смальтой (и даже со стеклянной плиткой), камень придаёт изображению уникальной фактурности, которой не добиться с помощью других материалов.
Более подробно о мозаике из натурального камня узнайте из нашей подборки на сайте!

Технология сборки

В зависимости от размера портрета, собирать его можно в абсолютно любой технике от абстракции до микромозаики. Но, как правило, чаще всего применяется именно микромозаика. Большинство наших портретов выполнены именно в этой технике, поэтому предлагаем вам взглянуть на неё поближе.
Однако, стоит отметить, что к микромозаике в портрете приходится прибегать не всегда только из-за размера работы. Эта техника оптимальна, в данном случае, ввиду своей повышенной детализированности. Лицо человека - довольно сложное, по своей структуре, изображение, требующее тщательной проработки и внимательности, не говоря уже о живописности цветов кожи, количество оттенков которой исчисляется сотнями. Если бы мы прибегали к более крупному модулю, то изображение, при стандартном размере, превратилось бы во что-то декоративное, размытое и абстрактное, а это не всегда тот результат, к которому мы стремимся. Как правило нам, всё же, требуется чёткость в чертах лица.
Но, так или иначе, данную технику легко воплотить в любом из описанных нами выше материалов, поэтому мы без доли сомнения часто прибегаем к ней в наших проектах. Ранее мы уже рассказывали о специфике микрокозаики более подробно в статье о портрете Криштиану Роналду.
В проектах, выполненных, преимущественно, из крупного модуля, микромозаика так же может использоваться в качестве элемента декора
В заключение хотелось бы сказать, что создание портретов в мозаике - это поистине невероятное явление в искусстве, тонкость работы завораживает зрителя с первых минут.
Такая уникальность материала и его многообразие позволяют художникам реализовать самые яркие и креативные проекты. А, зачастую, ввиду своего особенного характера, мозаика сама диктует стилистику произведения, преобразовывая его и создавая что-то совершенно новое. Она не только качественно справляется с портретной живописью, но и учитывает все её тонкости и нюансы. Казалось бы, как такой суровый материал, как камень, может уловить всю многогранность образа модели? Но он не просто улавливает, а наполняет портрет жизнью и душой, заставляя его дышать, а зрителя - созерцать.

Наше портфолио

Еще больше выполненных проектов в нашей персональной подборке со статьями!

Собираем мозаичные панно в интерьер из любого материала

Собираем мозаику из стеклянной плитки, натурального камня, смальты и керамики в любом размере и технике. Поможем рассчитать стоимость выполнения работы и проконсультируем по всем вопросам касательно монтажа и транспортировки.

Здесь вы можете посмотреть другие наши проекты по мозаике: