Реставрация живописных росписей в особняке

Как мы реставрировали росписи
в Помпейском зале особняка Маргариты Морозовой.

Фрагменты до реставрации

Особняк Маргариты Морозовой находится в центре Москвы по адресу: Смоленский б-р, 26/9. Здание было построено во второй половине 19-го века, по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова, ректора одного из факультетов в Академии художеств.
После особняк перестраивался по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина. После смерти владельца Михаила Абрамовича Морозова, здание досталось его жене Маргарите Кирилловне. Ее имя закрепилось в названии усадьбы по сей день.
Это очень важное место для культурной жизни Серебряного века. В нем бывали: художник Серов, композитор Скрябин, певец Собинов, художник Коровин, поэт Белый и другие.
Никита Поляков
Художник-реставратор ArtWorker.
Как проходил процесс реставрации?

Наша команда начала реставрацию в Помпейском зале особняка осенью 2019 года.

В то время года здание плохо отапливалось, а до нас уже были произведены попытки реставрации здания предыдущей компанией. Помпейский зал - это помещение с выходом на внутренней двор и большими окнами, с двумя сквозными проходами в левую и правую части здания и фронтальной стеной изгибающейся полукругом. Все стены и потолок покрывают росписи, выполненные в Помпейской стилистике. Отсюда и название зала.

На момент начала работ на стенах присутствовали множественные трещины и утраты красочного слоя, так же небольшие реставрационные вставки и попытки поновления поврежденных участков живописи. Вероятно это делалось еще в 90-е года. Вся поверхность живописи была покрыта толстым слоем пыли.

После визуальных и технико-химических исследований мы приступили к реставрационным работам.
реставрация живописного панно, реставрация масляной живописи, реставрация живописи, реставрация монументальной живописи, реставрация на заказ, реставрация панно, реставраторы москва
Росписи в процессе реставрации
В процессе выполнения реставрационных работ.
В первую очередь, мы выполнили расчистку поверхности от пылевых загрязнений. Так как слой пыли искажал визуальное восприятие картинки, изначально цвета и оттенки казались более тусклыми и приглушенными. После удаления пылевого загрязнения мы увидели яркие, насыщенные оттенки оригинальной живописи.
Затем мы приступили к заделке трещин. В местах утрат и отслоений живописи мы провели укрепление. После мы заполнили утраты штукатурки реставрационным грунтом и приступили к тонировкам - самому сложному процессу во всей реставрации.

Интересная статья

Еще один проект по реставрации живописного панно. Переходите по ссылке для ознакомления!
Мы долго подбирали цвета и оттенки для тонировок, делали несколько образцов. После того, как тонировки высыхали, мы покрывали отреставрированные участки лаком.

Фото процесса реставрации

Во время работ над реставрацией зала, меня сфотографировали в интерьере. Недавно наткнулся на портрет Михаила Морозова кисти Валентина Серова. На заднем плане там совершенно точно просматривается интерьер Помпейского зала. Вот так и получилось что я сам, того не зная находился в том же месте где и эти великие люди, с разницей в сто лет. Забавная рифма.
Никита Поляков
Художник-реставратор, руководитель проекта.

Реставрируем монументальную живопись любой сложности и объема

Реставрируем монументальную живопись любой сложности и объема. Поможем рассчитать стоимость выполнения работы и проконсультируем по всем вопросам касательно монтажа и транспортировки.

Здесь вы можете посмотреть другие наши проекты по реставрации: