Реставрация мозаичных панно в кинотеатре «Первомайский»
Как мы выполняли реставрацию мозаичных панно, для кинотеатра «Первомайский».
Связаться с нами
Предыстория
Кинотеатр «Первомайский», сооруженный в 1969 году, был первым кинотеатром, построенным по технологии открытого свода, без колонн. Именно он развил архитектурно-пространственную идею, которая легла в основу разработки нового типового проекта аналогичных построек.
Кинотеатр «Первомайский» до реставрации
Интерьеры были украшены мозаичными панно, рельефами и росписями известного художника-монументалиста Бориса Чернышева. Борис Петрович Чернышев — значимый художник для Москвы: он работал над композициями, оформляющими станцию метро «Комсомольская», принимал участие в проектировании здания МИД на Смоленской площади, делал мозаику на пилястрах Дома пионеров на Миусской площади и многое другое. По некоторым данным, именно с него делали образ Юрия Долгорукова для известного памятника на Тверской улице.
Работы Чернышева находятся в собрании Третьяковской галереи. Оформление кинотеатра «Первомайский» стало последней его работой.
Никита Поляков
Художник-реставратор «ArtWorker»
Кинотеатр был закрыт в 2010 году. В 2017 году «Первомайский» попал в городскую программу строительства торговых центров с кинозалом на месте советских кинотеатров. В декабре 2020 года здание было снесено, однако фрагменты работ Бориса Петровича были сохранены. В проекте нового торгового центра для их экспозиции предусмотрен отдельный зал. Для работ по реставрации, подготовке к экспозиции и монтажу мозаичных панно была привлечена наша команда.
Как проходил процесс реставрации панно?
На момент моего первичного осмотра все панно были уже сняты и хранились в деревянных коробках в кинотеатре «Волгоград» (в районе Выхино). На них явно проступали следы предыдущих попыток поновления, были утрачены многие участки с мозаикой, часть рельефов была сколота, красочный слой был запылен и местами утрачен.
Присутствовали следы биологического поражения, от плесени до мышиных экскрементов. Мы приняли решение, не разбирая коробки, перевезти панно на место экспонирования, там произвести реставрационные работы, а после монтировать на стены. Сложность транспортировки заключалась в том, что панно весили до 800 кг. А место экспозиции находилось на 4 этаже. В тот момент не работали строительные лифты, поэтому панно заносились в здание подъемным краном через балкон.
После мы разобрали деревянные коробки и смогли осмотреть панно более детально. Во время этого осмотра мы обнаружили множественные трещины в основаниях панно, сколы и утраты несущего слоя.
В процессе выполнения реставрационных работ
Фрагмент одного из мозаичных панно в процессе реставрации
На основании общего осмотра нами была составлена программа восстановления и монтажа произведений. Первые работы были нацелены на устранение трещин и закрепление мозаичных участков, чья связь с несущей основой была нарушена. Трещины и пустоты заполнялись клеящим составом, при помощи инъектирования.
Предварительно участки подготавливались: строительный мусор и пылевые загрязнения вычищались механически, при помощи скальпелей и щетинных кистей. Также мы устраняли следы биопоражений. Плесень и грибок удалялись с поверхности, была проведена антисептическая обработка поверхности.
Наше портфолио
Еще больше выполненных проектов в нашей персональной подборке со статьями!
Подробнее
После высыхания клеящего состава, трещины заделывались гипсовым раствором, идентичным авторскому. Реставрируемые участки зачищались и приводились к экспозиционному виду. Также на поверхности панно просматривались ржавые пятна, их мы обработали специальным раствором и удалили механически.
Когда эти работы были проведены, мы приступили к восстановлению утраченных мозаичных частей и утрат красочного слоя.
Никита Поляков
Художник-реставратор ArtWorker.
На основе образцов мы подобрали недостающую смальту и камни. Благодаря сохранившимся фотографиям мы восстановили мозаичный рисунок. Также, на основе фотоматериала, нами были восстановлены утраты и потертости красочного слоя. Все мелкие сколы скульптурного рельефа мы восстанавливали гипсовой смесью, идентичной авторской. После чего мы смонтировали панно на несущую конструкцию. Так как некоторые элементы мозаики имели большой вес, мы разработали специальный проект монтажа и крепления. Подъем производился при помощи автомобильных лебедок и механических подъемников. После монтажа мы скрыли швы между панно и нанесли тонировки.
Теперь панно экспонируются в выставочном зале и будут доступны для осмотра посетителями после официального открытия.
Над проектом работали: Крылова Дарья, Сергей Крачковский, Нуник Барсегян, Сергей Кудрин, Кирил Павлухин, Анатолий Барышников, Филипп Шкурко, Тарас Стивкин
Реставрируем мозаичные панно любой сложности и объема
Занимаемся реставрацией и консервацией мозаичных панно по всей России. Поможем рассчитать стоимость выполнения работы и проконсультируем по всем вопросам касательно монтажа и транспортировки.
Связаться с нами
Здесь вы можете посмотреть другие наши проекты по мозаике: