Усадьба Маргариты Морозовой — это настоящая жемчужина архитектурного наследия, славящаяся своим разнообразием интерьеров, каждый из которых выполнен в уникальном стиле. Наша команда имела честь участвовать в реставрации многих из этих удивительных пространств. В этом очерке я расскажу об одной из самых сложных и увлекательных реставраций — восстановлении Охотничьего зала.
В октябре 2019 года я впервые посетил этот великолепный зал. На тот момент в усадьбе уже несколько лет шли работы по восстановлению интерьеров, что, к сожалению, негативно сказалось на сохранности этого пространства.
Никита Поляков
Художник-реставратор "ArtWorker".
Охотничий зал некогда был стилистическим напоминанием о роскошных охотничьих домах, где каждое украшение создавало атмосферу уюта и богатства. Стены и потолок были изысканно оформлены гипсовыми рельефами, имитирующими дерево, что было характерно для конца 19 — начала 20 века.
Фрагменты интерьера в процессе и до выполнения реставрационных работ.
Я часто сталкиваюсь с подобным декором в усадьбах той эпохи. Например, несколько лет спустя мне довелось реставрировать аналогичные потолки в музее Бахрушина. Однако, при осмотре зала я обнаружил, что около 40% лепнины было повреждено или уничтожено, вероятно, в попытке заменить оригинальные элементы. Красочный слой, имитирующий дерево, был стер в большинстве мест, причем на потолке он сохранился лишь частично. По всей поверхности рельефов проходили глубокие трещины, которые затрагивали и орнаментальную роспись на стенах, также доставшуюся нам в весьма запущенном состоянии.
Как проходил процесс реставрации?
Наша команда начала работу с восстановления отсутствующих участков гипсовых рельефов.
Мы тщательно сняли формы с сохранившихся элементов и дублировали их, обеспечивая точное соответствие оригиналу.
После этого мы заделали трещины и сгладили шероховатости, придавая рельефам их прежнюю гладкость. Аналогичным образом мы восстановили целостность орнаментальной живописи, удалив повреждения и потертости.
Следующим этапом стало подготовка поверхности всех рельефов к финальным тонировкам.
Мы провели много времени, подбирая образцы цвета, стремясь к тому, чтобы тонировка была неотличима от оригинального авторского решения.
После того как идеальный образец был найден, мы принялись за тонировку всего интерьера, уделяя внимание каждой детали.
Охотничий зал в процессе реставрации
В процессе выполнения реставрационных работ.
Параллельно мы продолжали работу над восстановлением орнаментальной живописи, что позволило восстановить зал в его историческом облике.
Реставрация росписей
Еще один проект по реставрации живописи в одном из залов особняка Морозовой. Переходите по ссылке для ознакомления!
Подробнее
Когда все работы по тонировке были завершены, мы провели тщательную уборку и покрыли зал защитным слоем, чтобы продлить жизнь этого великолепного интерьера.
Галерея
На этом наша работа по восстановлению Охотничьего зала подошла к концу. Мы надеемся, что усилия нашей команды помогут сохранить это уникальное пространство для будущих поколений.
Никита Поляков
Художник-реставратор "ArtWorker".
Фото в процессе и после выполнения всех реставрационных работ.
Реставрируем монументальную живопись любой сложности и объема
Реставрируем монументальную живопись любой сложности и объема. Поможем рассчитать стоимость выполнения работы и проконсультируем по всем вопросам касательно монтажа и транспортировки.
Связаться с нами
Здесь вы можете посмотреть другие наши проекты по реставрации: